Почти все родители сталкиваются с плохим поведением ребенка к двухгодовалому возрасту.
Как только малыш начинает мотать головой в знак отрицания и осваивает слово "нет", он реагирует отказом практически на все. Эту проблему принято называть "негативным поведением" или "инфантильным негативизмом". Между 12 и 18 месяцами жизни ребенок часто становится упрямым, капризным и непослушным. И это абсолютно нормально. Дело в том, ЧТО именно в этом возрасте малыш, начинает осознавать себя как личность, начинают понимать значение слова "нет" (другие варианты: "нельзя", "не хочу", "не буду") и радуются его возможностями. Родители в этом случае часто испытывают сложные чувства: от растерянности и раздражения - до гнева. Они, естественно, не хотят, чтобы их малыш превратился в избалованного, эгоистичного и злого человечка, оставаясь таким и впоследствии. С таким поведением ребенка можно справиться, если своевременно ввести в арсенал воспитательных мер дисциплину.
Что такое "истеринки" и почему они происходят? Приступы истерик - наиболее частая форма проявления детского негативизма. Нередко именно в возрасте между 1,5 и 3 годами (иногда это случается и раньше) у малышей бывают истерические приступы. Ребенок как бы "выпускает пар", когда не получает того, что хочет, или у него что-то не выходит. Такие приступы, как мы уже говорили, вполне нормальны в этом возрасте. Малыш пока не в состоянии контролировать свои эмоции, а кроме того, не настолько хорошо говорит, чтобы выразить переполняющие его чувства и желания. В дальнейшем, по мере того как знания детей об окружающей действительности расширяются, они все реже прибегают к этому испытанному "орудию протеста".
Причины "истеринок" могут быть самыми разными: усталость, скука, болезнь, разочарование, страх, гнев, ревность или отвращение. Малыш начинает сердиться, когда видит (или ему кажется), что все идет "не по-его". Разочарование - естественная реакция, как только ребенок осознает, что у него еще недостаточно сил, чтобы сдвинуть с места тяжелый чемодан или ящик, или ему еще не хватает ловкости и сноровки, чтобы вставить компакт-диск в проигрыватель или опустить монету в копилку. За разочарованием незамедлительно следует бросание на пол, брыкание ногами, вопли, причитания и повизгивания. Когда ребенок успокоится - обнимите его и утешьте: "Обидно, когда тебе хочется что-то сделать и не получается. Но у тебя обязательно получится". "Истеринки" могут быть использованы ребенком и как средство давления на родителей. Лучшее средство в этом случае - не идти на поводу у ребенка. Если это возможно, просто выйдите из комнаты. Попытки утешить или поговорить с малышом могут дать обратный эффект. Поговорите с ним, когда он успокоится.
Можно и нужно ли наказывать за это? Первая реакция родителей на безобразное, с их точки зрения, поведение ребенка - наказать. Практически у всех народов существуют пословицы, суть которых - "пожалеешь розог - испортишь ребенка". Проблема физического наказания родителями маленьких детей актуальна и сегодня. Большинство взрослых и сегодня не видит ничего зазорного в том, чтобы отлупить малыша за озорство или даже в целях "профилактики". В многочисленных книгах, посвященных вопросам здоровья и психологии ребенка, проблеме физического наказания обычно уделяется мало внимания, либо она вообще игнорируется. Принято считать, что поощрение или наказание ребенка не имеет отношения к медицинским аспектам воспитания. Но от этих двух аспектов зависит не только психическое здоровье ребенка, но и физическое. Следовательно, педиатрам нелишне высказать свое мнение по этому вопросу.
Самый эффективный способ борьбы с "истеринками" - их предотвращение. В некоторых ситуациях их можно предупредить. Чаще всего дети ведут себя агрессивно, потому что они устали или слишком возбуждены. Надо по мере возможности избегать ситуаций, которые к этому приводят.
Особенности поведения детей 1,5-3 лет Ребенок в этом возрасте:
♦ всячески демонстрирует свою самостоятельность, желание быть независимым и обходиться без посторонней помощи;
♦ обо всем говорит "люблю" - "не люблю";
♦ проявляет нетерпение и гнев, когда приходится чего-то ждать;
♦испытывает смятение и дискомфорт из-за противоположных желаний быть самостоятельным и копировать поведение родителей;
♦ очень быстро переходит от состояния полного умиротворения к истерическому;
♦ отвечает отказом буквально на все (смакование слов "нет", "не хочу" и "не буду").
Всё в одном: создание, наполнение, размещение и продвижение за 99 руб! |