Возрастные кризисы раннего возраста
Психологический словарь дает следующее определение: Кризисы возрастные - особые относительно непродолжительные по времени (не больше года), периоды развития личности, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Кризисы возрастные относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. В детском возрасте обычно выделяют кризис 1 года жизни, кризис 3 лет, кризис 6-7 лет и подростковый кризис (10-11 лет). Указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны. Что мы можем вынести из этого краткого описания возрастных кризисов: 1. Кризис - поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью и конфликтностью 2. Кризис - это совершенно закономерное и нормальное явление в ходе развития человеческой личности Поэтому не стоит бояться возникновения сложностей во взаимоотношениях с вашим растущим ребенком, а нужно постараться помочь, прежде всего, ему самому, переступить трудный для него рубеж и научиться новому.
Абсолютно правильно говорится: «кто предупрежден, тот вооружен», с этой целью подробнее рассмотрим особенности каждого кризиса раннего возраста.
Кризис 1 года. Основное достижение 1 года жизни: ребенок начинает ходить. Для ребенка мир открывается совсем по-иному. Он начинает смотреть на все совершенно под другим углом зрения - одно дело передвигаться ползком, видеть мир из коляски, а другое дело видеть все стоя на ногах. Ко всему этому добавляется еще свобода перемещения, ребенок очень быстро понимает, что он самостоятельно может осваивать мир, не прибегая к помощи взрослого. Зачастую такое освоение принимает очень бурный характер: малыш залезает во все углы, хватает, бросает, тянет все, что попадается ему на глаза. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Малыш протестует против каких-либо ограничений, он хочет сам решать, когда будет одеваться, есть, играть.
Кризис 3 лет. Кризисная ситуация повторяется снова, но на новом витке развития. Этот кризис выражен, как правило, ярче, чем кризис 1 года. Связано это с тем, что к концу раннего возраста ребенок намного самостоятельнее, менее зависим от взрослого, имеет достаточно высокую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Характерен для кризиса целый набор симптомов:
ярко выраженный негативизм - это не простое нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление сделать все наоборот
упрямство: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел
проявление строптивости: постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый
своеволие: ребенок хочет все сделать сам, очень часто этот кризис еще называют «Я сам», а в зарубежной психологии (Э.Эриксон) - возраст 3 лет рассматривается как этап автономии, т.е. отделения
обесценивание ребенком личности близких: дети начинают называть родителей бранными словами, которые раньше никогда не употребляли
Иногда может показаться, что ранний возраст ребенка - это один большой кризис. Все же это не так. Действительно, маленькие дети с рождения и до 3 лет развиваются и растут очень интенсивно. Поэтому и проблемных моментов в развитии личности ребенка бывает более чем достаточно. В итоге взрослые и дети учатся справляться с кризисными ситуациями, и все происходит, как должно.
Создать сайт бесплатно |